Главная » Файлы » Дошкольное воспитание

Формирование личностных компетенций учащихся. Кузнецова Н. А.
05.10.2013, 23:15
ВВЕДЕНИЕ

Современная государственная образовательная политика определила стратегическую задачу Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.

Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся общего образования, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества, сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа РФ, овладения его духовными ценностями и культурой.

Стандарт устанавливает требования к личностным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

Одним из направлений реализации этих требований может стать организация внеурочной деятельности в рамках этнокультурного компонента, способствующего развитию творческих возможностей ребенка, более полному представлению о богатстве национальной культуры, укладе жизни народа, его истории, языке, литературе, духовных целях и ценностях, формированию развитой, гармоничной личности, воспитанию патриота, человека высоконравственного, толерантного к другим народностям, их культурам и традициям.

Содержание курса «Истоковедение» (авторы программы «Истоки» И. А. Кузьмин, профессор Российской академии естественных наук (г. Москва), А. В. Камкин, профессор Вологодского государственного педагогического университета (г. Вологда), отвечает определенным в стандарте установкам. Главной стратегической целью программы является преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей функцией становится гармоничное развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и приумножать духовный и социокультурный опыт Отечества; создание необходимых условий для целостного развития личности, обладающей национальным самосознанием, способной к созидательному труду на благо семьи, общества и государства на основе отечественных традиций.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющейся методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования, определен характер современного национального воспитательного идеала – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Данная программа рекомендована как основа духовно-нравственного воспитания учащихся в свете реализации ОУ требований ФГОС второго поколения.

В пособии предложены занятия с учащимися 2–8 классов, реализующие содержательную сторону программы «Истоки»,  из опыта работы педагогического коллектива МБОУ СОШ № 6 г. Камышина Волгоградской области.

Тематика занятий подчинена логическому и последовательному построению системы работы по духовно-нравственному образованию обучающихся:

– Начало духовно-нравственного развития – в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

– Следующая ступень развития – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного села, города и района, области, края, республики.

– Более высокой ступенью является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации.

– Ступень российской гражданской идентичности – это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского и патриотического воспитания.


Содержание

Введение    3

Г. Г. Вовченко

Тема: Сказка. Сказочное слово    6

Тема: Мир и согласие добрую надежду рождают    12

Тема: Светлые образы. Праведники и мудрецы    15

Н. М. Юрова

Тема: Щит военный, щит духовный    25

Тема: Образ дерева, камня, родника    29

Тема: Знаки доблести и праведной службы Отечеству    40

Тема: Современный солдат – хранитель традиций воинства русского    47

Тема: К творчеству призвало Отечество    55

Е. Н. Рыльцева, Г. В. Медведева

Тема: Труд души. Праздник    63

Г. В. Медведева

Тема: Путь-дорога    70

Т. С. Малышева

Тема: Милосердие    73

Тема: Ум да разум    80

Тема: Родные просторы. Лес    85

Е. Н. Перепелицина

Тема: Труд земной    91

Тема: Терпение и умение    97

Тема: Первое семилетие: младенчество и детство    102

С. А. Назарова, О. Ф. Костина

Тема: Домашний лад и порядок    107

Тема: Москва – собор земли русской    116

Тема: Воинские заповеди и смысл служения воинства    118

А. И. Малахаткина

Тема: Речки, реки и моря на Земле живут не зря    127

Е. К. Солодовникова

Тема: «Живоначальная троица» как чудо России    134

В. В. Гаевая

Тема: Вниз по матушке по Волге    136

Е. Д. Володина

Тема: Зима, весна, лето, осень. Годичный круг праздников    143

О. В. Гусарова

Тема: Храмы – творение мастеров    148

Литература    154

Категория: Дошкольное воспитание | Добавил: vano
Просмотров: 572 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: