Главная » Статьи » Родителям

Обучение дошкольников математике в условиях семьи.
Развитие науки и техники, компьютеризация современного общества позволяют констатировать возрастающую роль математических знаний и выдвигать повышены требования к математической подготовке подрастающего поколения. На этом фоне возросла значимость математического образования.
Математическое образование важно на всех этапах развития человека: в дошкольном возрасте, в школьный период и во взрослой жизни.
Вхождение ребенка в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Обучение дошкольников математике часто связывается только с усвоением счета, решением задач и примеров, написанием цифр.
Обучая математике, необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок с желанием и сам находил способы решения задач. Например, можно просто предложить пересчитать предметы, а можно сформулировать задание по-другому: «Тебе надо принести мячей столько, сколько кукол сидит на ковре. Что ты для этого будешь делать?» (Посчитаю сколько кукол, а потом отсчитаю столько же мячей.) Или: «Построй дом точно такой же высоты, как этот (образец). Как ты будешь это делать?» (Подберу палочку такой же величины, как высота дома, и буду строить свой дом такой же высоты, как величина палочки.) «А почему ты думаешь, что дома будут одинаковые по высоте?» (Потому что они равны величине одной и той же палочки.)
Родители часто спрашивают: когда начинать обучение математике, чему и как учить? Основы математического развития детей закладываются в младшем дошкольном возрасте.
Ранний возраст - это период первоначального выделения разнообразных свойств предметов: цвета, величины, формы. К двум годам ребенка начинает привлекать количественная сторона предметов окружающей действительности. Когда перед малышом ставят коробку с игрушками - это вызывает у него положительные эмоции, он радуется, что игрушек много, и начинает действовать с ними (играть). Ребенок вытаскивает
их из коробки, снова складывает их в коробку, при этом сопровождает свои действия словами - вот, вот, еще, еще... Иногда называет слова- числительные - пять, два... Но ребенок называет их механически, не понимая смысла этих слов. Не торопитесь учить детей считать.
Дети должны понимать, что много игрушек получается, если несколько раз сложить в коробку по одной игрушке. А можно из группы игрушек выделить (взять) один предмет. На данном этапе ребенок должен использовать в своей речи математические понятия - много, один, ни одного.
К двум годам дети обращают внимание на величину предмета. При этом они выделяют очень большие или маленькие предметы. В этом возрасте следует обратить внимание детей на то, что предметы различны по величине, научить выделять этот признак предмета. Основным условием знакомства детей с величиной является сравнение. Величину предмета можно определить только в сравнении с величиной другого предмета. Причем величина этих предметов должна быть контрастна (резко отличаться)
Предложите ребенку показать куклу большую и маленькую, большую куклу посадить на большой стул, а маленькую на маленький, найти елочку высокую и низкую, пройти по длинной дорожке и по короткой.
Дети с удовольствием действуют с народными игрушками- вкладышами (матрешки, кубы), пирамидками, в конструкции которых заложен принцип учета величины. Необходимо обратить внимание детей на этот принцип: в большую матрешку можно поставить маленькую; в большой кубик - маленький; чтобы сделать пирамидку, надо вначале надеть на палочку большое колесо, затем поменьше и самое маленькое. Важно, чтобы дети выделили величину предмета и за вами повторяли обозначение этого признака словом.
Дети рано начинают различать предметы по форме. Они отличают по форме чашечку и тарелочку, из которых пьют и едят. На третьем году жизни можно начинать знакомить детей с геометрическими фигурами: различать круг, квадрат, треугольник, по образцу взрослых находить такую же фигуру. Для этого покажите детям геометрическую фигуру (например, круг), назовите ее и предложите показать карточку, на которой нарисован круг, или закрыть красный круг (нарисован на карточке) синим кругом (лежит перед ребенком). Можно предложить найти круг на подносе и спрятать его в ладошке или провести пальчиком по стороне круга. Подобные упражнения выполняются с квадратом и треугольником. Взрослый называет геометрическую фигуру, а от детей требуется только отличить их и находить по образцу (по показу) взрослых. В этом возрасте обучение проводится в игровой форме (игровые упражнения), с хорошо знакомы-
ми предметами и не трудными для произношения детям.
Взрослые правильно и четко называют признаки предмета (много, один, красный, желтый, большой, маленький, высокий, низкий, круг, квадрат и др.), многократно повторяют и предлагают детям повторить за ними.
В младшем дошкольном возрасте (в три года) дети не только познают свойства предметов (величина, цвет, форма, количество), но и пытаются установить отношения между этими свойствами: мячей много, а машина одна, дом выше, а елочка ниже, кукол больше, чем стульчиков. Задача взрослых - создать условия для накопления ребенком практических действий с предметами разной величины и формы, установления количественных отношений.
Привлекая внимание детей к количественной стороне, не стремитесь учить их считать. Дети должны хорошо освоить дочисловую деятельность: составлять группу из отдельных предметов, различать один предмет и много в окружающей обстановке. Например, предложите ребенку посадить кукол на диван: одна кукла, еще одна, сколько стало кукол? (много) Назови, каких предметов в нашей комнате много, а какой предмет только один. Следует научить различать — один и много звуков на слух (послушай, сколько ты услышишь звуков — один или много); предметов на ощупь (пощупай, сколько предметов в мешочке — один или много); воспроизводить количество движений (хлопни в ладоши много раз, подпрыгни один раз).
В три года у ребенка появляется интерес к сравнению групп предметов по количеству. Они раскладывают ложек столько, сколько тарелок, около каждой тарелки - одну ложку, кубиков столько, сколько машинок, на каждую машинку - один кубик. Познакомьте ребенка со специальными приемами сравнения групп предметов: наложение (предметы одной группы накладываются на предметы другой); приложение (предметы одной группы подкладываются под предметы другой группы). При этом имейте в виду: вначале знакомите детей с приемами наложения, затем приложения. На начальных этапах предлагайте детям сравнить равные группы предметов, а затем и неравные (елок больше — грибов меньше).
Напоминаем, при сравнении групп предметов дети должны усвоить понятия «помногу», «поровну», «столько - сколько», «больше - меньше». Научите ребенка устанавливать равенства между неравными группами предметов: прибавить один предмет к меньшей группе или убрать предмет от большей группы.
Дети часто количество предметов подменяют величиной, им кажется, что больших предметов больше, чем маленьких. Покажите детям, что количество предметов не зависит от их величины. Для этого предложите сравнить большие чашки и маленькие. Продемонстрируйте, что количество предметов не зависит от их расположения. Для этого одну группу предметов (яблоки) расположите близко друг к другу, а другую - далеко друг от друга. Повторите подобные упражнения на другом материале. Еще раз напоминаем: не торопитесь учить детей считать. Усвоение выше перечисленного содержания создает благоприятные условия для осмысленного понимания счета и числа, а не просто механического называния слов-числительных.
В этом возрасте (три года) следует учить сравнивать предметы по величине и результаты сравнения называть словами: длинный - короткий, длиннее - короче, шире - уже, выше - ниже и т.д.
Научите детей правильно показывать протяженность: длину - слева направо, проводя пальчиком по всей длине; ширину - поперечным движением от себя; высоту - снизу вверх.
При сравнении предметов по величине следует пользоваться специальными приемами - наложения и приложения.
Для сравнения двух полосок по длине одна полоска накладывается |(или прикладывается) так, чтобы их концы с одной стороны (обычно слева) точно соприкасались друг с другом. Если при этом другой конец одной из сравниваемых полосок выступает, то говорят, что эта полоска длиннее. Если же концы полосок точно соприкасаются (с двух сторон), то можно сказать, что полоски одинаковые по длине. Таким же образом сравниваются предметы по ширине и высоте. Обратите внимание, что при сравнении длины предметов принято подравнивать их края слева, при сравнении ширины — подравнивать (совмещать) их основания по горизонтальной линии, при сравнении высоты — ставить так же на горизонтальную поверхность по одной линии.
Следите, чтобы дети результаты сравнения называли правильно: шире — уже, выше — ниже, больше — меньше, одинаковые по величине.
Ближе к четырем годам покажите детям сравнение предметов по двум параметрам. Например, две полоски - красная длиннее и шире, зеленая короче и уже. Вначале сравниваются по одной протяженности, а затем по второй. А может оказаться и такой вариант: красная длиннее, но уже, а зеленая короче, но шире. И тогда следует отметить, что красная полоска длиннее, но уже, а зеленая -короче, но шире.
В младшем дошкольном возрасте начинаем знакомить детей с геометрическими фигурами. Вам следует научить ребенка различать и называть геометрические фигуры (круг , квадрат, треугольник, шар, куб). С какой геометрической фигурой первоначально знакомить детей — не имеет значения. Правильно покажите геометрическую фигуру (всю поверхность, ограниченную сторонами) и назовите ее. Например, покажите квадрат. У квадрата есть стороны — много сторон (показать стороны), есть углы - много углов (показать угол, образованный двумя сторонами). Предложите ребенку найти на подносе среди множества предметов квадрат, показать ладошкой поверхность квадрата, провести пальчиком по сторонам, показать углы и вместе с вами назвать данную фигуру.
Таким образом, последовательно покажите и назовите все геометрические фигуры.
Очень важно в этом возрасте научить детей обследовательским действиям. С целью развития обследовательских действий хорошо использовать игру «Чудесный мешочек». Покажите и назовите геометрические фигуры, которые кладете в мешочек, вначале 2~3 фигуры, затем 3-5. Предложите ребенку опустить руку в мешочек и, не подглядывая, на ощупь определить, какую геометрическую фигуру он взял, и назвать ее. Более сложный вариант, когда дети, не подглядывая в мешочек, на ощупь отыскивают фигуру, названную взрослым.
Для закрепления знаний о геометрических фигурах (различать и называть) можете поиграть с детьми в игры: «Найди свое место» (отыскать место, где находится такая же геометрическая фигура, как у него), «Чего не стало» (дети закрывают глаза, взрослый убирает одну фигуру из ряда фигур, открыв глаза, ребенок должен назвать фигуру, которую убрал взрослый).
В младшем дошкольном возрасте дети начинают практически осваивать размеренность предметов в пространстве, и этому способствует активное передвижение ребенка в пространстве.
Все пространственные направления ребенок связывает со своим собственным телом (вверху там, где голова, сзади ;- где спина, впереди; -куда смотрят глазки и т.д.).
Основная задача в этом возрасте — освоение схемы собственного тела: знание различных частей тела и связанных с ними пространственных направлений. Для этого можете провести с ребенком игры: «Купание куклы», «Одевание куклы» (различение и называние частей тела, особенно симметричных - левого и правого). Этот опыт накапливается в тех условиях, где ребенку приходится выполнять действия, специфичные только для правой руки: во время еды (возьми ложку в правую руку), рисования (возьми карандаш в правую руку, проведи линию слева - направо, нарисуй солнышко вверху и т. д.).
После того как дети начинают различать и называть части своего тела и связанные с ними направления, можно научить определять расположение предметов в пространстве относительно себя. Для этого предлагается детям определить, «с какой стороны от тебя стоит стул, где висит картинка, где сидит мишка, какая игрушка лежит справа от тебя и т.д.».
Дальнейшее развитие пространственных направлений закрепляется в процессе игр и игровых упражнений: «Куда покатился мяч», «Подбрось мяч вверх», «Спрячь шарик в правой (левой) руке», «Где звенит колокольчик», «Какой игрушки не стало и где она стояла?» и т.д.
Таким образом, ребенок младшего дошкольного возраста должен знать и уметь:
• сравнивать группы предметов и результаты сравнения определять словами: поровну, помногу, столько - сколько, больше — меньше; устанавливать равенство между неравными группами предметов;
• сравнивать предметы по величине и называть величинные при-знаки (длинный — короткий, выше -ниже, больше - меньше и т.д.);
• различать и называть геометрические фигуры;
• различать и называть части тела и связанные с ними пространственные направления.
У детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) появляется интерес к счету. Гуляя на улице, они считают дома, машины, деревья. Дома они считают игрушки, посуду, книги и др. В этом возрасте можно переходить к обучению детей счету. Учить детей счету надо на конкретных предметах. При этом надо объяснить и показать ребенку, для чего мы считаем, поставить его в такую ситуацию, чтобы возникла потребность в счете. Например, надо поставить на стол тарелок столько, сколько членов семьи будут кушать. Для этого надо посчитать, сколько человек будут кушать, а затем отсчитать и поставить столько же тарелок. На начальных этапах, обучая детей счету, следует обратить внимание — название числительных соотносить с конкретным предметом, дотрагиваясь до него пальцем; название предмета произносить только с последним числительным; называя последнее числительное, показать круговым жестом всю группу пересчитываемых предметов, тем самым относя последнее числительное ко всей группе предметов (одна, две, три куклы, всего три куклы).
Вначале научите считать до трех, затем до пяти и т.д. Для закрепления навыков счета используйте разнообразные игровые упражнения, наблюдения, поручения.
В этом возрасте дети должны различать количественный и порядковый счет. Объясните ребенку, что когда мы хотим знать, сколько предметов, их количество, то считаем - один, два, три и т.д. А когда надо узнать, на котором месте тот или иной предмет, который по счету, то считаем по-другому — первый, второй, третий. Дети должны различать вопросы: сколько предметов или на котором месте, который по счету — и соответственно производить счет. Объяснить это надо на наглядном материале. При порядковом счете предметы должны отличаться по форме (разные геометрические фигуры), по цвету или по содержанию (разные игрушки, овощи, мебель и т.д.).
К пяти годам, когда дети научатся считать и осознанно пользоваться словами-числительными, можно объяснить им, что количество предметов (например, четыре машины) можно назвать числом четыре, а можно показать цифрой 4. Обратите внимание, чтобы ребенок различал задания и правильно выполнял: посчитай, сколько карандашей в коробке (один, два, три, четыре, пять карандашей). Назови это количество числом (пять). Покажи цифру, которая соответствует этому количеству карандашей (5). Это позволит научить детей грамотно пользоваться математическими понятиями: количество, число, цифра, учить детей различать и выбирать нужную цифру. Написание цифр — это задача школьной программы.
В этом возрасте дети должны уметь сравнивать группы предметов по количеству (например, пять цветов и шесть бабочек), определять, что больше, меньше и как можно установить равенство между этими группами (к пяти цветам добавить один цветок, будет поровну по шесть, а можно от шести бабочек отнять одну бабочку и тогда будет поровну по пять).
Следует показать детям, что количество предметов не зависит от цвета, величины пересчитываемых предметов и расстояния между ними. Решая эту задачу, вы, по сути дела, подводите детей к пониманию абстрактного значения числа.
Детей данного возраста мы продолжаем знакомить с величиной предмета. Необходимо закрепить представление о том, что предмет может содержать в себе два параметра величины: палка длиннее и тоньше другой, диван шире и выше кресла и т.д. К пяти годам можно расширить знания детей: предмет может характеризоваться тремя параметрами величины. При сравнении двух машин можно показать, что одна — длиннее, шире и выше, а другая - короче, уже и ниже.
Обратите внимание детей на то, что предметы, разные по величине, можно разложить в ряд по порядку от самого короткого, длиннее, еще длиннее и самый длинный и наоборот. И так по всем параметрам: ширине, высоте, толщине и др.
Следует показать специальные правила раскладывания предметов по величине. Так, раскладывая палочки в ряд по убыванию длины, надо каждый раз выбирать самый длинный предмет из всех имеющихся и т.д.
Обратите внимание детей на то, что слева концы палочек расположены по одной линии, и обязательно предложите ему рассказать, как он разложил предметы.
В этом возрасте расширяются знания детей о геометрических фигурах. Наряду с плоскостными фигурами (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб), дети знакомятся с объемными (шар, куб, цилиндр). В процессе игр и действий с геометрическими фигурами научите детей различать и называть геометрические фигуры. Следует познакомить детей со свойствами фигур. Квадрат - геометрическая фигура, у которой 4 угла, 4 стороны (предложите детям посчитать) и все стороны равны. Покажите, как полоской, равной стороне квадрата, можно померить все стороны. Таким образом, дети убеждаются, что все стороны квадрата равны одной и той же полоске, значит, они равны между собой. Прямоугольник - геометрическая фигура, у которой, как и у квадрата, 4 угла, 4 стороны, но у прямоугольника противоположные стороны равны (стороны, которые находятся друг против друга). Помогите ребенку убедиться, что у прямоугольника противоположные стороны равны, сравнив их полосками (одна полоска равна верхней и нижней сторонам, другая - левой и правой). Затем обратите внимание ребенка, что у квадрата и прямоугольника все углы прямые (они образуются путем пересечения вертикальной и горизонтальной линии). Можно продемонстрировать на примере углов открытки, книги и т.д. На основе сравнения с квадратом познакомьте с ромбом. Ромб - геометрическая фигура, у которой 4 угла, 4 стороны. Как и у квадрата, у ромба все стороны равны (можно проверить полоской, равной стороне ромба). Но у квадрата все углы одинаковые — прямые, а у ромба углы разные — два угла больше прямого (тупые), а два угла меньше прямого (острые).
На основе сравнения квадрата, прямоугольника, ромба следует познакомить детей с обобщенным понятием - четырехугольники (это геометрические фигуры, у которых 4 угла и 4 стороны).
После того как дети усвоят свойства геометрических фигур, подведите их к пониманию, что все предметы окружающей действительности похожи на ту или иную геометрическую фигуру. Вначале учите находить сходство с фигурами в реальных предметах (носовой платок похож на квадрат, блюдце на круг), а затем в предметах, изображенных на картинках.
С детьми пятого года жизни продолжается работа по ориентировке в пространстве. Упражняйте детей в различении левой и правой руки (правой рукой взмахни вверх, левой - подтолкни мяч, возьми флажок в правую руку и т.д.).
В этом возрасте надо научить ребенка определять свое местонахождение среди предметов (я сижу на стуле, за столом и др.). Наиболее трудно для детей определить расположение одних предметов относительно других (мяч под стулом, паль-то висит на вешалке). При обучении этим задачам необходимо соблюдать последовательность усложнение: увеличение количества предметов (от 3 До 5~б), расширение пространства (вначале расположение предметов на ковре, на столе, в комнате, на участке). Проследите, чтобы в активной речи детей использовались наречия и предлоги (вверху, сзади, над, под, на, в и т.д.). Главное условие усвоения пространственных отношений — активное передвижение в пространстве, т.е. практическое освоение пространства. Для этого используйте игровые поручения.
Итак, в четыре-пять лет ребенок должен уметь:
• считать предметы, различать количественное и порядковое значение числа;
• раскладывать предметы по убывающей (возрастающей) величине;
• знать свойства геометрических фигур;
• определять пространственное расположение предметов относительно себя и предметов относительно друг друга.
В старшем дошкольном возрасте (5~7 лет) продолжается обучение счету, но усложняются задания и повышаются требования к их выполнению. От детей требуется не просто выполнить задание, но и объяснить, как выполнил и почему именно так выполнил.
Давайте вместе с вами разберем требования, которые предъявляются к обучению старших дошкольников, и вы убедитесь: математика — дело серьезное.
Обучение счету в пределах 10 предполагает:
1. Закрепить навык счета, соотнося слово- числительное с предметом (дотрагиваться до предмета). Позже можно предложить ребенку посчитать10 предметов, расположенных в ряд, уже не дотрагиваясь до предметов, а переводя взор с предмета на предмет, называя вслух слова-числительные. И, наконец, еще позже считать про себя под контролем зрения, вслух называть только итоговое число и название пересчитываемых предметов (всего 10 кругов).
2. Продолжаем знакомить детей с тем, что количество предметов не зависит от их качественных признаков (цвета, величины, формы) и расстояния между предметами.
3. Еще одно правило сообщите детям: счет можно производить не только по одному предмету, но и по два, три предмета сразу (то есть счет по разному основанию).
4. Продолжайте учить порядковому счету. При усвоении порядкового счета усложняются задания. Наряду с тем что дети просто считают (первый, второй, третий и т.д.), они еще должны определить, между которым и за которым по порядку стоит предмет.
5. Следует познакомить детей с отношениями между числами натуральной последовательности (5 больше 4 на 1, 7 меньше 8 на 1). Вначале покажите эти отношения на конкретных предметах. На картинке 8 зайчиков, а тебе надо отсчитать кругов на один меньше, чем зайчиков. Сколько ты отсчитал? (7) Почему отсчитал столько? Потому что 7 меньше 8 на 1. Когда дети усвоят эту задачу на предметах, поупражняйтесь в определении отношений между числами.
Можно поиграть в игры: «Назови число на 1 больше 5...», «Покажи цифру, обозначающую число на 1 меньше 8...», «Считай дальше» (от названного числа), «Какое число я пропустила?».
В старшем дошкольном возрасте познакомьте детей с составом числа из двух меньших чисел (5 можно составить: 4+1, 3+2, 2+3, 1+4).
В этом возрасте одна из основных задач — решение арифметических задач. Это уже вычислительная деятельность (выполнение арифметического действия с числами). Решение задач - дело сложное, и следует соблюдать последовательность в обучении детей. Чтобы в школе не пришлось их переучивать, следует учитывать следующие требования в решении задач:
• запоминать содержание задачи и особенно числовые отношения, так как без них невозможно решить задачу;
• разбирать структуру задачи: условие - это то, о чем говорится в задаче, вопрос — это то, о чем спрашивается в задаче. Например, в школьном саду было 5 яблонь, ребята посадили еще 2 яблони. Сколько яблонь стало в саду? Условие: в саду было 5 яблонь, посадили еще 2. Вопрос сколько яблонь стало в саду;
• решать задачу, производить нужное арифметическое действие и отвечать на поставленный вопрос (в школьном саду стало 7 яблонь);
• обязательно объяснить, как решить задачу (в саду было 5 яблонь, потом посадили еще 2, значит, стало больше, надо к 5+2 и стало 7); • выкладывать решение задачи с помощью цифр и арифметических знаков 5+2=7.
Вначале решаются задачи с предметами, затем по иллюстрациям (картинкам) и, наконец, устные задачи. На первых порах решаются задачи с числами до 5, а позже до 10. Очень важно, чтобы дети не просто решали задачи, а учились логически рассуждать.
Обратите внимание детей на то, что при сложении можно употреблять слова «стало», «получилось», при вычитании только слово «осталось».
Когда дети усвоят структуру задачи, предложите им самим составлять задачи. На первых порах с вашей помощью.После того как дети в процессе решения арифметических задач усвоят смысл арифметических действий, можете перейти к решению примеров. Ни в коем случае не разрешайте ребенку прибегать к помощи пальцев при решении задач и примеров. В школе это тоже не разрешается делать.
С целью подготовки ребенка к школе следует научить ориентироваться на листе в клетку. С этой целью познакомьте со страницей тетради (лучше использовать тетрадь в крупную клетку). Предлагаем следующую последовательность работы:
1. Закрепите знания о плоскости листа. Плоскость листа ограничена сторонами и углами. Дать точное их название: верхняя, нижняя, левая, правая сторона листа. Особо обратите внимание на название углов: верхний левый, нижний правый и т.д. и
почему они так называются (образуются двумя сторонами).
2. Дать понятие о клетке — похожа на квадрат. Предложите ребенку закрасить несколько клеток цветными карандашами, затем обвести клетки зеленым карандашом, но не каждую клетку, а через одну. При выполнении подобного задания в первый раз, помогите детям, дав образец. А далее от вашего образца он выполнит задание до конца строки.
3. На примере выполнения этого задания, познакомьте с понятием — строчка: «Ты обвел целую строчку клеток зеленым карандашом». Позже можно показать, что строчка может быть равна двум клеточкам. Предложите нарисовать целую строчку прямоугольников, верхняя и нижняя стороны которого равны одной клетке, а боковые - двум клеткам.
4. Дать понятие о расстоянии между строчками. Оно может быть равно одной клетке или двум и т.д. Так же покажите ребенку, что строчка может условно начинаться от края листа (отступя 1~2 клетки, а может и более 5~б клеток). Заканчивается строчка условно в соответствии с заданием. Можете использовать разнообразные упражнения:
• отступя одну клетку, изобразить строчку прямых линий от верхнего левого угла клетки к нижнему правому;
• отступя две клетки, нарисовать строчку кругов, вписав их в клетку, но не в каждую, а через одну клетку. Выполнение подобных заданий (рисование геометрических фигур, отдельных элементов), четкая ориентация на странице в клетку подготовит мелкую мускулатуру вашего ребенка к освоению письменной нумерации. Хочу предостеречь - не спешите учить детей написанию цифр. И не потому, что это сложно, а потому, что надо хорошо знать правила написания цифр.
В старшем дошкольном возрасте расширяются и усложняются знания о геометрических фигурах: даются обобщающие понятия - треугольник, четырехугольник, многоугольник. Закрепляются знания о свойствах геометрических фигур. Продолжайте ребенка учить видеть в предметах окружающей действительности сходство с геометрическими фигурами. Но если в среднем дошкольном возрасте ребенок находит сходство с фигурами в реальных предметах или изображенных на картинке, причем не сложной формы, то теперь - в предметах, требующих предварительного анализа. Для этого ребенок должен провести сложную аналитическую работу, мысленно разобрать этот предмет на составляющие его детали и в них определить сходство с геометрическими фигурами. Например, предложите ребенку рассмотреть машину, выделить отдельные части (кузов, кабина, колеса и др.) и найти в них сходство с фигурами. К концу дошкольного возраста предложите ребенку задание, требующее найти сходство с геометрической фигурой в предметах по представлению, когда предмет отсутствует, и ребенок должен создать образ этого предмета. Например, на какую геометрическую фигуру похожи стол, мяч, огурец, часы и др. На первый взгляд может показаться, что эта задача не сложная для ребенка. На самом деле выполнение подобных заданий способствует умственному развитию дошкольников.
И вот что хотелось бы отметить в заключение. В математике заложены большие возможности интеллектуального развития детей: мыслительных операций (анализ, сравнение, классификация), процессов (умозаключение, обобщение, рассуждение) и речи. Успех обучения в школе во многом зависит от качества усвоения ребенком математических знаний и уровня его интеллектуального развития.
Категория: Родителям | Добавил: Lika (13.10.2014)
Просмотров: 49 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: