Главная » Файлы » Дошкольное воспитание |
Юный эколог. 1-4 классы: программа кружка, разработки занятий, методические рекомендации. Александрова Н. Ю. и др.
05.10.2013, 23:16 | |
Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребенку по-новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития в дальнейшем поможет бережнее относиться к окружающему миру. Ребенок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, все воспринимает с любовью, испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребенка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. Представленная в пособии программа дополнительного образования эколого-биологической и учебно-образовательной направленности с практической ориентацией «Юный эколог» разработана для учащихся начальной школы 1–4 классов. Программа состоит из трех частей, органически связанных друг с другом, выстроенных в единой логике: 1-й год обучения – «Экология моего дома», 2-й год обучения – «Неживое в природе. Жизнь растений и грибов», 3-й год обучения – «Экология животных». В программу включены: темы, содержание работы, рекомендуемые формы и методы проведения занятий и итогового контроля. Представлены различные формы подачи образовательного материала, которые подскажут, как сделать познавательную деятельность более интересной и практически направленной: ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток и пр. Материалы пособия адресованы учителям начальных классов для широкого творческого применения в качестве основы для работы экологического кружка, для проведения внеклас-сных мероприятий, как дополнительный материал к образовательному курсу «Окружающий мир». Может быть полезно педагогам дополнительного образования, воспитателям групп продленного дня, воспитателям ДОУ подготовительной группы. Надеемся, что материалы пособия, представленные из опыта работы МОУ школа-сад № 3 г. Волгограда, станут хорошим подспорьем в работе и подскажут педагогам много новых идей для творческой самореализации. Содержание Введение 3 С. В. Машкова, Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н. В. Николаева Пояснительная записка 5 Учебно-тематический план. 1-й год обучения 12 Содержание программы. 1-й год обучения 16 Учебно-тематический план. 2-й год обучения 36 Содержание программы. 2-й год обучения 40 Учебно-тематический план. 3-й год обучения 69 Содержание программы. 3-й год обучения 77 Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н. В. Николаева Разработки занятий. 1-й год обучения 108 Тема: Птицы нашего двора (виртуальная экскурсия) 108 Тема: Птицы нашего двора (пресс-конференция) 113 Тема: Изготовление кормушек для птиц (практическое за-нятие) 116 Тема: Соседи-жильцы (игровое занятие) 118 Тема: Комнатные растения в квартире, в классе (занятие-презентация) 123 Тема: Уход за комнатными растениями (практическое за-нятие) 128 Тема: Маленький огород на подоконнике (практическое за-нятие) 131 Тема: Кошка и собака – друзья человека (беседа о домашних животных) 133 Тема: Все о кошках (игровое занятие) 139 Тема: Уход за домашним животным в классе (практическое занятие) 143 Тема: Бытовые приборы в квартире (ролевая игра «Интернет-магазин») 146 Тема: Изделия изо льна. Русская народная одежда (игровая программа) 150 Тема: Вода в моем доме и природе (экологическая беседа) 155 Тема: Как правильно чистить зубы (практическое занятие) 157 Тема: Растительный мир родного края (путешествие по стра-ницам Красной книги) 160 Тема: Животный мир родного края (путешествие по стра-ницам Красной книги) 164 Разработки занятий. 2-й год обучения 168 Тема: Планета Земля в Солнечной системе (устный журнал) 168 Тема: Вода, ее признаки и свойства (познавательная беседа) 173 Тема: Путешествие по осени (КВН) 175 Тема: Осенний парк (экскурсия) 178 Тема: Удивительные листья (экскурсия) 181 Тема: Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и жи-вотных (познавательная беседа) 186 Тема: Экологические памятки для взрослых и детей (твор-ческая гостиная) 189 Тема: Лист – важнейший орган растения (практическое за-нятие) 195 Тема: Дикорастущие растения луга, водоема и леса (игра-путешествие) 199 Тема: Растения-лекари (устный журнал) 205 Тема: Зеленая аптека (выступление агитбригады) 211 Тема: Эти удивительные растения (игра «Умники и ум- ницы») 216 Тема: Весенние изменения в природе (конкурс знатоков) 219 Тема: Микроскопические организмы (познавательная беседа) 222 Тема: «Черёмуха душистая…» (экскурсия) 224 Тема: Тайник Вселенной (праздничное мероприятие) 227 Разработки занятий. 3-й год обучения 236 Тема: Времена года на Земле (праздник Осени) 236 Тема: В гостях у матушки-Природы 240 Тема: В гостях у жителей лесного Царства (театрализо- ванное представление) 241 Тема: В гостях у жителей Царства лугов (беседа-диалог) 245 Тема: В гостях у жителей подводного Царства (игра «Поле чудес») 249 Тема: Знатоки отчего края (игра «Брейн-ринг») 253 Тема: Растения-первоцветы области (выступление агит-бригады) 257 Тема: Весенний день птиц (конкурс знатоков) 263 Тема: Собаки – наши друзья (игровой журнал) 266 Дополнительный материал к занятиям 272 Викторины 272 Кроссворды 279 Загадки 290 Безопасность на дорогах и улицах (познавательное занятие-практикум) 301 Огонь. Я – друг. Я – враг (познавательное занятие-игра) 309 Секреты здоровья (познавательное занятие-игра) 318 Литература 324 | |
Просмотров: 2794 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |