Главная » Файлы » Для учащихся 9-11 кл. |
Сочинение-рассуждение. 9 класс: экзаменационные модели - Кадашникова Н. Ю.
05.10.2013, 23:27 | |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ Уважаемые педагоги! Научить учащегося писать сочинения – сложнейшая задача учителя русского языка. В какой бы форме ни вводился экзамен по русскому языку в практику аттестации, сочинение продолжает занимать свое почетное место. Современная форма аттестации учащихся по русскому языку в 9 классах – ГИА. В экзаменационной работе учащимся предлагаются задания четырех типов: написание сжатого изложения, задания с выбором ответа (Часть А); задания с кратким ответом (Часть В); задание с развернутым ответом, которое предусматривает написание небольшого (объемом около 50 слов) сочинения-рассуждения на основе текста, предложенного для анализа (Часть С). Задание С вызывает объяснимую тревогу учителей. Этот вид работы еще не вполне привычен и для учителей, и для учащихся. Годы эксперимента, когда выпускники сдавали ГИА по русскому языку, показали, что часть С – самая сложная. Далеко не всем удается проанализировать фрагмент художественного текста или ответить на вопрос лингвистической тематики, опираясь на предложенный художественный текст, выразить свою позицию и аргументировать ее. Немногие способны изложить свои размышления оригинально, правильным, богатым и образным языком. Разделы «Работа с текстом. Работа по подготовке к написанию сочинения-рассуж-дения» представлены в примерной программе первой содержательной линии и направлены на сознательное формирование навыков речевого общения, а именно учащиеся должны: • уметь определять тему, основную мысль, микротемы текста, виды связи предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений текста и частей текста; • знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, средняя часть, концовка); • уметь анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи; • создавать и редактировать собственные тексты с учетом требований к построению связного текста; • уметь устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка, сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств, создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи*1. Экзаменационные модели сочинений-рассуждений, представленные в пособии, разработаны в рамках предмета «Русский язык» для учащихся 9 классов и направлены на формирование умения писать сочинения-рассуждения. Предложенные материалы будут полезны учителю, который стремится организовать наиболее эффективную подготовку учащихся к выполнению творческой части ГИА (Часть С) по русскому языку. Подобранные тексты выполняют не только свое прямое назначение, то есть служат предметом изучения и анализа, но и несут мощный воспитательный потенциал, формируют человека и гражданина, нравственно обогащают учащихся, расширяют их интеллектуальный и моральный кругозор. Цель пособия: сформировать умение грамотного построения письменного рассуждения по фрагменту художественного (публицистического) текста или на лингвистическую тематику. Задачи: • изучение логической схемы построения сочинения-рассуждения по интерпретации фрагмента художественного (публицистического) текста; • изучение логической схемы построения сочинения-рассуждения на лингвистическую тематику; • изучение системы аргументации языковых явлений; • отработка композиционной стройности работы, ее смысловой цельности, точности и речевой связности. В результате целенаправленной работы учащиеся должны знать/понимать: • критерии оценки экзаменационных моделей сочинения-рассуждения; • основные лингвистические нормы при написании сочинения-рассуждения; • конструктор построения сочинений-рассуждений по интерпретации художественного (публицистического) текста и на лингвистическую тематику; • основные ошибки и недочеты при написании сочинения-рассуждения; • способы аргументации. уметь: • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления; • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; • проводить устный и письменный анализ фрагмента художественного (публицистического) текста; • давать обоснованный устный и письменный ответ на поставленный вопрос лингвистической тематики, аргументируя точку зрения примерами из предложенного художественного текста; • рецензировать и редактировать текст сочинения-рассуждения; • соблюдать и применять на практике основные нормы современного русского литературного языка; • использовать приобретенные знания для развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самообразования. С целью успешного выполнения учащимися заданий советуем придерживаться следующих рекомендаций: 1. После ознакомления учащегося с заданием выяснить, понял ли он смысл задания. В ином случае дать необходимые пояснения и уточнения. 2. В случае затруднения при выполнении задания учитель оказывает опосредованную помощь учащемуся. 3. Учить устанавливать хронометраж при выполнении задания и строго следовать ему. 4. Формировать у учащихся навыки самоконтроля. 5. При выполнении задания следить за четким соблюдением инструкции; выполнять задание пошагово; доводить начатое задание до конца. * Примерные программы основного общего образования. Русский язык. М.: Просвещение, 2010. С. 23. (Стандарты второго поколения). Содержание Рекомендации по выполнению тестовых заданий Памятка для учащихся по выполнению заданий Экзаменационные модели сочинения-рассуждения построение устных рассуждений по фрагменту из текста Построение устных рассуждений на лингвистическую тематику написание сочинений-рассуждений по фрагментам из текста написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тематику Итоговое сочинение-рассуждение дополнительная информация для самоконтроля учащихся литература | |
Просмотров: 1347 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1 | |
| |