Главная » Файлы » Дошкольное воспитание

Мир вокального искусства. 1-4 классы: программа, разработки занятий, методические рекомендации. Суязова Г. А.
05.10.2013, 23:19
Музыка дорога нам потому,

что является наиболее глубоким

выражением души, гармоничес-

ким отзвуком ее радостей

и скорбей.

Ромен Роллан

Язык слов и язык музыки…

На первый взгляд они очень далеки друг от друга. Но, как и всякий язык, они помогают нам общаться между собой.

Слова прежде всего воздействуют на ум, а потом уже на чувства. Речь человека – универсальный язык нашего общения между собой. Разговаривая, мы отлично понимаем, что хочет сказать наш собеседник, какие картины рисует он нашему воображению. Но не все можно передать словами. Бывают в жизни такие моменты, когда обычный человеческий язык не в силах раскрыть чувства, которые владеют нами. И тогда мы обращаемся к музыке.

Музыкальные звуки, по утверждению композитора и критика Александра Серова, «досказывают то, что можно иногда прочитать между строк поэзии, дорисовывают весь этот внутренний душевный мир, для которого слово – только самая внешняя и довольно грубая оболочка».

Музыка, не упоминая ни о чем, может рассказать все. Происходит общение чувств – разговор сердец.

Именно это обстоятельство побудило автора к созданию программы «Мир вокального искусства». Очень хотелось «окунуть» учащихся в прекрасный мир музыки, тот, в котором музыка окрыляет слово, делает его более взволнованным, а слово придает музыке большую определенность; предложить учащимся на занятиях творческого объединения общение на языке волшебных музыкальных звуков и чувств, когда поет душа и не петь не может.

Как важно сегодня воспитывать молодежь на хороших образцах вокальной музыки, в которой мелодия и текст обогащают, углубляют друг друга, и песенный образ благодаря этому приобретает исключительное воздействие на нас. Не случайно песню называют вечным спутником человека. На протяжении всей нашей жизни она сопровождает нас, вдохновляет на труд, на подвиги, любовь. Ей мы доверяем лучшие свои чувства, с нею вместе грустим и радуемся, надеемся и мечтаем.

Нам песня строить и жить помогает,

Она, как друг, и зовет, и ведет,

И тот, кто с песней по жизни шагает,

Тот никогда и нигде не пропадет.

Обидно, но приходится сознавать, что зачастую ребята, не понимая истинно прекрасного, что дает нам музыка, увлекаются бессмысленными песнями, весьма далекими от хорошего вкуса, забывают об отечественных традициях вокала и возможностях голосового аппарата петь, а не кричать или шептать, песнями, превращающимися в хаос звуков, режущих слух, разрушающих нервную систему. Пользы от такой музыки никакой – один вред.

• Как помочь ребенку разобраться в огромном количестве вокальной музыки, как лучше познакомить с замечательными гражданскими, лирическими, комедийными песнями, которые приятно и легко слушать и радостно и желанно исполнять?

• Как показать младшему школьнику, что хорошая музыка возвышает человека, делает его чище и благороднее?

Этими проблемами руководствовался автор при разработке данной программы, методических рекомендаций и занятий.

Цель программы – познакомить детей с такой вокальной музыкой, которая оставит глубокий след в сердце, приобщить к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства, способствовать формированию устойчивого интереса к пению, музыкально-творческой деятельности, воспитывать художественно-эстетический вкус.

Учителя музыки, педагоги дополнительного образования знают, какой притягательной силой для ребят обладает музыка. Многих детей увлекает деятельность в вокально-хоровых коллективах. Разве можно упустить такую возможность, чтобы не воздействовать на формирующуюся личность, характер и направленность склонностей, интересов?

Предлагаемое пособие, вероятно, увлечет коллег тем, что поможет лучше донести до детей понятие, что же такое искусство, особенно вокальное, как извилисты, сложны дороги к нему, сколько требует оно от исполнителя таланта, ума, сердца и, конечно, упорного труда.

Кто-то удачно сравнил творческий труд художника с героизмом покорителей горных вершин. Только альпинист одолеет одну высоту, как за ней оказывается другая, еще более прекрасная, еще более недоступная.

Так и в искусстве: за решением одной задачи тотчас встает другая, более сложная и поэтому особенно манящая, увлекательная.

И так, пока словно бы не откроется весь могучий горный кряж со снежными шапками вершин, уходящими в неоглядную даль.

И тогда становится ясно, что совершенствованию нет предела, что искусство безгранично и неисчерпаемо, как сама жизнь, что им постоянно движется вперед свойственная подлинно творческой личности неудовлетворенность, стремление к новым замыслам, к новым свершениям.

Реализация программы предусматривает перспективное развитие навыков вокального мастерства, подчинение основному образовательному принципу – от простого к сложному, от знаний к творчеству, к увлекательным делам и вокальным концертам.

Девизом программы можно считать слова Оноре де Бальзака:

«На музыкальном языке живописать – значит звуками будить в нашем сердце те или иные воспоминания, а в нашем уме те или иные образы».

В жизни каждого человека наступает момент, когда хочется проверить, все ли ты сделал, к чему обязывали тебя твои способности, когда хочется поделиться своим опытом, подсказать позитивные и надежные пути воспитания молодежи. По всей видимости, и у автора пришла такая пора.

Буду очень рада, если представленный в пособии материал кому-то из коллег пригодится. Поверьте, что работать по данной программе с детьми – одно удовольствие! А каждый из вас, при желании, может ее обогатить еще и своим опытом, находками, что придаст ей индивидуальный колорит.

Удачи и творчества в работе, уважаемые коллеги!

Содержание

Введение 3

Программа «Мир вокального искусства». 7

Пояснительная записка 7

Учебно-тематический план (1-й год обучения, 7–8 лет) 16

Учебно-тематический план (2-й год обучения, 9–10 лет) 17

Учебно-тематический план (3-й год обучения, 10–12 лет) 19

Основные направления и содержание деятельности 20

Рекомендации 32

Прослушивание детских голосов 33

Певческое положение гортани в процессе пения 35

Настройка певческих голосов детей 36

Методы работы над певческим дыханием 37

Развитие артикуляционного аппарата 37

Методика разучивания песен 38

Начало двухголосного пения 39

Рекомендации при простудных заболеваниях: как беречь голосовой аппарат от заболеваний 40

Поведение певца до выхода на сцену и во время концерта 41

Методическое обеспечение программы 42

Материал к беседам 42

Певческий голос 42

Певческая установка 43

Поговорим о дыхании 43

Слух является основным регулятором голоса 44

Берегите свой голос 44

Искусство муз 47

Мелодия 48

Вокальная музыка 49

Песня 49

Русская песня 51

Исторические песни 52

Лирические песни о любви 54

Хороводные и протяжные песни 54

Русские народные инструменты 56

Жанры вокальной музыки (терминологический словарь) 59

Вокально-певческая работа 66

Подготовка вокального аппарата 66

Упражнения для начинающих вокалистов 66

Упражнения на формирование ощущений резонаторов 68

Комплекс упражнений для работы над певческим дыханием 69

Распевание 70

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти 71

Развитие чувства ритма 72

Простейшие ритмы в речи и в музыке 73

Ритмическая сказка 74

Основы музыкальной грамоты 80

Разработки занятий 81

Тема: Звуки, живущие в единстве 81

Тема: Звуки, живущие в единстве (продолжение изучения темы) 89

Тема: Так и рвется душа из груди молодой 92

Тема: Родная природа в музыке С. В. Рахманинова 96

Тема: Петр Ильич Чайковский 104

Дополнительный материал к занятиям 110

Распевание 110

Речевая дикционная разминка 115

Двухголосное пение 116

Игра со звуками 124

Декламируем 125

Фантазируем 126

Импровизируем 126

Спящий ежик (игра-импровизация) 127

Примерный перечень репертуара 131

Репертуарные сборники 132

Список литературы, рекомендуемой педагогам 132

Список литературы, рекомендуемой обучающимся 134

Литература 134
Категория: Дошкольное воспитание | Добавил: vano
Просмотров: 1421 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: